❮ Вернуться к блогу

Балочные мосты

Балочные мосты – это один из самых простых и распространенных типов мостов, конструкция которых основана на принципе опоры горизонтальных балок. Эти балки, обычно стальные или железобетонные, укладываются на прочные опоры по обе стороны от водоема или другого препятствия. Груз, движущийся по мосту, передается на балки, которые, в свою очередь, передают его на опоры.

Важнейшим элементом балочного моста является его пролет – расстояние между опорами. Пролеты могут быть разной длины, определяемой масштабом моста, нагрузкой и материалами, из которых он построен. Балочные мосты с короткими пролетами, как правило, более простые и недорогие в строительстве, поэтому широко используются для перехода над небольшими реками, каналами, и дорогами.

Несмотря на свою простоту, балочные мосты могут быть весьма внушительными по размерам и способны выдерживать значительные нагрузки. Они применяются не только для пешеходных переходов, но и для автомобильного, железнодорожного и даже водного транспорта.

Достоинства балочных мостов

  • Простота конструкции – обладают простой и понятной конструкцией, что делает их относительно недорогими в проектировании и строительстве.
  • Эффективность материалов – благодаря своей конструкции балочные мосты могут быть построены с использованием минимального количества материалов, что снижает затраты на строительство.
  • Эффективность при коротких пролетах – особенно хорошо подходят для коротких пролетов. Их прочность и устойчивость позволяют перекрывать небольшие расстояния с использованием простых и эффективных конструкций.
  • Легкость в обслуживании – отличаются простотой обслуживания. Доступ к элементам конструкции облегчается, что позволяет проводить регулярные осмотры и ремонтные работы без особых затруднений.
  • Широкий спектр применения – применяются в самых разнообразных условиях и для самых разных целей. Они используются для строительства пешеходных мостов, мостов для легкового и грузового транспорта, а также железнодорожных мостов.

Недостатки балочных мостов

  1. Ограничения по пролету: Балочные мосты эффективно работают при сравнительно небольших пролетах. При увеличении расстояния между опорами, изгибающие моменты и усилия в балках становятся слишком значительными, что требует применения более массивных и сложных конструкций.
  2. Небольшая устойчивость к боковым нагрузкам: Из-за своей простой конструкции, балочные мосты менее устойчивы к боковым нагрузкам, например, от ветра или движения транспорта. Это может привести к раскачиванию моста и даже к его обрушению.
  3. Ограниченная возможность для прокладки инженерных коммуникаций: Внутри балочной конструкции ограничено пространство, что может затруднять прокладку трубопроводов, кабелей и других коммуникаций.
  4. Сложность строительства в сложных условиях: Строительство балочных мостов в условиях ограниченного пространства или неровного рельефа может быть сложным и затратным.
  5. Визуальная простота, которая может быть недостатком: Из-за своей простой формы, балочные мосты могут казаться менее привлекательными с архитектурной точки зрения по сравнению с более сложными мостовыми сооружениями.

Классификация по типу несущей конструкции

Простые балочные мосты:

  • Состоят из одной или нескольких балок, опирающихся на две опоры.
  • Просты в проектировании и строительстве, однако ограничены в пролете.
  • Применяются преимущественно для коротких переходов и в качестве вспомогательных конструкций.

Консольные мосты:

  • Балки выходят за пределы опор, образуя консоли, которые опираются на промежуточные опоры.
  • Обеспечивают более равномерное распределение нагрузки, позволяя создавать мосты с большим пролетом.
  • Часто используются для мостов с разводным пролетом.

Балочные мосты с пролетными балками:

  • Состоят из нескольких пролетных балок, опирающихся на промежуточные опоры, образуя единую несущую систему.
  • Позволяют создавать мосты большой протяженности, оптимизируя использование материалов.
  • Применяются для мостов с большим количеством пролетов.

Балочные мосты с ферменными балками:

  • Несущие балки выполнены в виде ферм – пространственных конструкций, состоящих из соединенных между собой стержней.
  • Позволяют эффективно использовать материалы и создавать мосты с большой грузоподъемностью.
  • Часто применяются для мостов с большими пролетами и значительной нагрузкой.

Комбинированные мосты:

  • Включают в себя элементы разных типов конструкций, например, балочные пролеты с ферменными секциями.
  • Позволяют оптимально сочетать преимущества разных конструктивных решений, создавая мосты с улучшенными характеристиками.

Схемы балочных мостов

Классические схемы:

  • Пролетная балка: Простейшая схема, где одна балка перекрывает весь пролет. Используется для коротких пролетов и небольших нагрузок.
  • Консольные балки: Две балки, закрепленные на опорах с одной стороны, выступают за опору, образуя консоль. Используются для увеличения пролета и создания эффектного силуэта.
  • Балочная ферма: Сочетает балки в треугольную решетчатую структуру, что обеспечивает высокую прочность при малом весе.

Более сложные схемы:

  • Сквозные балки: Балка проходит сквозь опоры, образуя арочную форму. Обеспечивает более равномерное распределение нагрузки и улучшенную устойчивость.
  • Комбинированные схемы: Сочетают элементы различных схем, например, балочную ферму и консоль, для достижения оптимальных характеристик.

Балочные мосты России

  • Мост через Неву в Санкт-Петербурге (1850-1859): Этот мост, известный как “Старый Никольский мост”, является одним из старейших балочных мостов в России. Его чугунные балки, украшенные литыми орнаментами, подчеркивают классический стиль сооружения.
  • Крымский мост: Монументальное сооружение, соединяющее Крымский полуостров с материковой частью России, является примером современной балочной конструкции. Мост состоит из 17 пролетов, выполненных из стали, и отличается высокой пропускной способностью.
  • Мост через реку Обь в Новосибирске (1955): Этот мост, один из крупнейших в России, является примером балочной конструкции с железобетонными балками. Его длина составляет 1591 метр, что позволяет эффективно соединять две части города.
  • Мост через реку Волгу в Нижнем Новгороде (1965): Этот мост, известный как “Мост через Волгу”, является одним из самых высоких балочных мостов в России. Его высота составляет 76 метров, что позволяет обеспечить судоходство по Волге.
  • Мост через реку Амур в Хабаровске (2016): Современный мост, соединяющий Хабаровск с пригородами, отличается элегантным дизайном и использованием современных материалов. Он выполнен в виде комбинированной балочной конструкции с применением стальных ферм.