Основные направления деятельности:
Нормативно-методическая деятельность
Разработка новых нормативных документов с учетом накопленного опыта проектирования и строительства, новых научных исследований, опыта зарубежных нормативных документов.
Сотрудники ООО «НИИ МИГС» совместно с коллективом авторов принимали участие в разработке основополагающих документов в области строительства и эксплуатации мостов и портовых гидротехнических сооружений таких как СП35, СП46, СП79, ГОСТ Р 54523 – 2011, а также в разработке дополнений и изменений как к этим, так и другим нормативным документам в указанной области.
В качестве иллюстраций приведем примеры некоторых из выполненных нами работ:
- ГОСТ 33119-2014. Конструкции полимерные композитные для пешеходных мостов и путепроводов. Технические условия. М.2019 г;
В стандарте обобщен и нормативно адаптирован зарубежный опыт применения полимерных конструкций, начиная с конца ХХ века. Разработаны базовые принципы и подходы к обеспечению безопасности и надёжности эксплуатации пешеходных мостов из полимерных композитных материалов, путём назначения требований к долговечности и физико-механическим свойствам материалов, а также методам контроля таких свойств. - СП 35.13330.2011. «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы» Изменение №2;
Внесены новые существенные изменения и дополнения, позволяющие осуществлять расчёт, проектирование, назначение и контроль физико-механических свойств полимерных композитных материалов с учётом долговечности пролётных строений пешеходных мостов, а также проводить их приёмку в эксплуатацию. В своде правил впервые нормируется применения в мостовых конструкциях фибровых волокон из полимерных композитных материалов. - СП 46.13330.2012. «СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы». Изменение №2;
Внесены изменения, связанные с нормированием применения полимерных композитных материалов для усиления мостовых конструкций, позволяющие осуществлять эффективный ремонт эксплуатируемых конструкций. - СП 79.13330.2012. «СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы»;
Установлены новые требования к обследованиям и испытаниям полимерных композитных несущих мостовых конструкций, которые обеспечивают безопасность и надёжность эксплуатации таких конструкций, с учётом специфики работы новых материалов. - СТО 10957227-001-2021 Р. Определение прочности бетона обследуемых мостовых конструкций. М.2021;
Разработанный стандарт организации позволил решить давно назревшую проблему, связанную выполнением измерений прочности бетона в конструкциях, которые, как правило, расположены в недоступных или труднодоступных местах, когда комплексное использование разрушающих и неразрушающих методов, предписанное стандартами ГОСТ 22690-2015 и ГОСТ 18105- 2018, практически невозможно. - ГОСТ Р 54523-2011. Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния;
Установлены актуальные технические требования к обследованию и мониторингу портовых гидротехнических сооружений в связи с появлением новых опытных данных по результатам проведенных научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ.
Разработка и внедрение в строительство новых конструкций, материалов и технологий
Совершенствование методов натурных исследований технического состояния строительных конструкций
Разработка методики оценки ремонтопригодности несущих элементов балочных пролётных строений и расчёта остаточного срока службы вплоть до достижения ими предельного состояния по грузоподъёмности в привязке к характеру повреждений, а также оценки возможность применения ремонтно-страховочных мероприятий до начала проведения капитального ремонта.
Геодезический спутниковый приемник, использующий спутники обеих систем (GPS и GLONAS) и получающий поправки от базовой станции, имеет точность в плане и по высоте не хуже 2 см. Этого вполне достаточно для слежения за положением конца аванбека в процессе надвижки пролетного строения строящегося моста.
Программа «КИС-М», разработанная в НИИ МИГС, поддерживает обработку данных спутниковых геодезических приемников в режиме реального времени для контроля положения аванбека, отображения и сохранения его траектории в двух плоскостях.
Для этого был разработан специальный математический аппарат* и методика установки приемника на аванбеке.
* Хазанов М. Л. Методика отслеживания положения аванбека системой GPS/GLONASS в процессе продольной надвижки. «Транспортное строительство», № 3, 2015.
Хазанов М.Л., Васильев А.И. Модернизация системы отслеживания положения аванбека на основе GPS/GLONASS. «Транспортное строительство», № 1, 2023 г.
Перед испытаниями эксплуатируемых мостов иногда требуется измерить начальные напряжения от постоянной нагрузки и предварительно напряженной арматуры. В НИИ МИГС разработана методика измерения таких напряжений методом частичной разгрузки, которая вошла в СП 79.13330.2012.
Измерение толщины асфальтобетонного покрытия обычно связано с выбуриванием керна и измерения его высоты при помощи линейки. Такой метод является разрушающим. В НИИ МИГС разработан неразрушающий метод измерения толщины бетонных плит и асфальтобетонного покрытия методом спектральной сейсмоакустики*. На основании наших изысканий в НПП ИНТЕРПРИБОР разработан экспериментальный образец прибора «Спектр-5», предназначенный для таких измерений.
*Гликман А. Г. Физика и практика спектральной сейсморазведки. 2002 г. (https://newgeophys.spb.ru/ru/book).
Хазанов М.Л. Измерение толщины асфальтобетонного покрытия мостовых сооружений методом спектральной сейсмоакустики. “Приборы”, №3 (225), 2019.
Проведение экспертизы технических решений
Судебно-техническая экспертиза покрытия и деформационных швов Москворецкого моста г. Чебоксары.